Неточные совпадения
Дома он через минуту уже решил дело по существу. Два одинаково великих подвига предстояли ему: разрушить город и устранить реку. Средства для исполнения первого подвига были обдуманы уже заранее; средства для исполнения второго представлялись ему неясно и сбивчиво. Но так как
не было той силы в природе, которая могла бы убедить прохвоста в неведении чего бы то ни было, то в этом случае невежество
являлось не только равносильным
знанию, но даже в известном смысле было прочнее его.
Обед был подан в номере, который заменял приемную и столовую. К обеду
явились пани Марина и Давид. Привалов смутился за свой деревенский костюм и пожалел, что согласился остаться обедать. Ляховская отнеслась к гостю с той бессодержательной светской любезностью, которая ничего
не говорит. Чтобы попасть в тон этой дамы, Привалову пришлось собрать весь запас своих
знаний большого света. Эти трогательные усилия по возможности разделял доктор, и они вдвоем едва тащили на себе тяжесть светского ига.
Он понимал, что Стабровский готовился к настоящей и неумолимой войне с другими винокурами и что в конце концов он должен был выиграть благодаря
знанию, предусмотрительности и смелости,
не останавливающейся ни перед чем. Ничего подобного раньше
не бывало, и купеческие дела велись ощупью, по старинке. Галактион понимал также и то, что винное дело — только ничтожная часть других финансовых операций и что новый банк
является здесь страшною силой, как хорошая паровая машина.
Кант так далеко заходит в своем рационализме, что для него вся действительность, все живое бытие есть продукт
знания, мышления: мир созидается категориями субъекта, и ничто
не в силах из этих тисков освободиться, ничего
не является само по себе, независимо от того, что навязывается субъектом.
Да простит мне читатель интуитивно-афористическую форму изложения, преобладающую в этой книге. Но форма эта
не случайно
явилась и
не выдумана, форма эта внутренне неизбежна, она вытекает из основного устремления духа и
не может быть иной. Для меня вера есть
знание, самое высшее и самое истинное
знание, и странно было бы требовать, чтобы я дискурсивно и доказательно обосновывал и оправдывал свою веру, т. е. подчинял ее низшему и менее достоверному
знанию.
Но, признаюсь откровенно, я боюсь, что упомянутое сейчас возражение основано на недоразумении и что характеристическою чертою настоящего времени
является не столько
знание интересов и нужд государства и бескорыстное служение им, сколько самоуверенная и хлесткая болтовня, сопровождаемая
знанием, где раки зимуют, и надеждою на повышение.
На другой же день начались похождения Чудинова. Прежде всего он отправился в контору газеты и подал объявление об уроке, причем упомянул об основательном
знании древних языков, а равно и о том, что
не прочь и от переписки. Потом
явился в правление университета, подал прошение и получил ответ, что он обязывается держать проверочный экзамен.
Чтобы выйти из этого однообразия, необходимо прежде всего понять, что тут главным действующим лицом
является «вера» и что представление о «вере» объемлет собой
не только всего человека, но весь мир, всю область
знания.
Скоро
явился Евгений Иванович Суровцев, гимназический врач, человек маленький, черный, юркий, любитель разговоров о политике и о новостях.
Знаний больших у него
не было, но он внимательно относился к больным, лекарствам предпочитал диэту и гигиену и потому лечил успешно.
Выскажи он мысль сколько-нибудь человеческую — его засмеют, назовут блаженненьким,
не дадут проходу. Но он
явился не с проектом о признании в человеке человеческого образа (это был бы
не проект, а опасное мечтание), а с проектом о превращении человеческих голов в стенобитные машины — и нет хвалы, которою
не считалось бы возможным наградить эту гнилую отрыжку старой канцелярской каверзы,
не нашедшей себе ограничения ни в совести, ни в
знании.
Вообще Николай Матвеич для меня
являлся неиссякаемым источником всевозможных
знаний, каких нельзя было добыть ни из одной умной книжки. Но было одно обстоятельство, которое просто отравляло нам жизнь. Он жил рядом с нами. Нас разделял только огород. Выйдешь, бывало, в свой садик и вдруг слышишь протяжный, жалобный вой, который просто хватал за душу. Это выла несчастная собака, которая сидела на привязи в подклети; а выла она оттого, что Николай Матвеич
не считал нужным ее кормить как следует.
Сила предания тиранствовала над этими нравами до тех пор, пока общественное чуждательство от сближения с людьми, пьянствующими ex professo [Со
знанием дела (лат.).] вдруг показало тогдашним художникам, что они могут остаться за флагом, ибо на смену их
является новое поколение,
не манкирующее явно благопристойностью.
Мы предвидим, впрочем, что приверженцы взгляда, излагаемого г. Жеребцовым, скажут нам, что любовь к добру есть чувство, врожденное человеку, и от
знания не зависит. Мы готовы согласиться с этим, потому что сами определяем природный эгоизм человека стремлением к возможно большему добру. Но тут, как назло, непременно
является неотвязный вопрос: в чем же добро-то? Для разрешения этого вопроса опять-таки неизбежно
знание. А как быть, ежели его нет?
Не потому, в самом деле, англичане отличаются практическими приложениями
знаний, что таковы уж искони врожденные их свойства, «так уж им это бог дал»; а напротив — эти самые свойства
явились у англичан в продолжение веков вследствие разных обстоятельств их исторического развития.
И, однако, это отнюдь
не значит, чтобы вера была совершенно индифферентна к этой необоснованности своей: она одушевляется надеждой стать
знанием, найти для себя достаточные основания [Так, пришествие на землю Спасителя мира было предметом веры для ветхозаветного человечества, но вот как о нем говорит новозаветный служитель Слова: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (ибо жизнь
явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и
явилась нам), о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1 поел. св. Иоанна. 1:1–3).].
Утрата целомудрия выразилась в пробуждении похоти
не только физической, но и духовной:
знание, приобретаемое хищением,
явилось действительно
знанием добра и зла, бунтующего хаоса, дерево же показалось вожделенно и потому, что «дает
знание».
Едва прочли вы одну страницу, как отрава начинает уж сказываться: и ваша длинная жизнь, и Шекспир, и Дарвин представляются вам вздором, нелепостью, потому что вы знаете, что вы умрете, что Шекспир и Дарвин тоже умерли, что их мысли
не спасли ни их самих, ни земли, ни вас, и что если, таким образом, жизнь лишена смысла, то все эти
знания, поэзия и высокие мысли
являются только ненужной забавой, праздной игрушкой взрослых детей.
Человеку с ложным
знанием представляется, что он знает всё то, что
является ему в пространстве и времени, и что он
не знает того, что известно ему в его разумном сознании.
И вот теперь ему придется выслушать откровенную исповедь юноши, еще совсем мальчика, который
не замечен им во лжи, о внутренней стороне жизни Дарьи Николаевны Салтыковой, о гнусностях и злодействах, которые она производит, и потерпевшим лицом этих действий
является, наконец, ее приемыш. «Его превосходительство» был убежден, что услышит правдивый, искренний, ничем
не прикрашенный рассказ. Внутренний голос подсказывал уме это.
Знание характера Кости это подтверждало.